Как проходит дистанционное обучение: от зачисления до диплома
Организация дистанционного обучения отличается от очного только форматом – учеба проходит внутри электронного вуза, а не физического. Почти весь материал студент изучает и усваивает самостоятельно, от 60 до 90 процентов. Преподаватели находятся на связи для ответов на вопросы, проводят вебинары и консультации, но они не строят учебный процесс, как на очном – это задача студента, а направляют и помогают.
Главные этапы и элементы учебного процесса дистанционного обучения остаются неизменными: зачисление, теоретическое и практическое освоение знаний и навыков, предусматриваемых учебной программой, в семестрах, контроль знаний на сессиях, две-три практики в организации, курсовые и дипломная работа.
Как учиться дистанционно: основные компоненты учебного процесса
Личный кабинет
Доступ в личный кабинет студент получает сразу после зачисления. Это главная учебная площадка студента. В зависимости от вуза и программного обеспечения образовательной платформы, в личном кабинете есть:
- Профиль. Достоверная личная информация, которую проверяет и регистрирует администрация. Данные профиля можно менять только с разрешения технического секретаря.
- Данные курса: предметы, которые нужно проходить и сдавать. Для прохождения доступны только дисциплины за семестр, после удачной сдачи сессии открываются новые. Внутри каждого предмета есть все учебные материалы, которые преподаватель создал и подобрал для освоения дисциплины на требуемом уровне.
- Расписание. Это календарь с вебинарами, консультациями, проектами, групповыми занятиями, промежуточными тестами и сессионными испытаниями. В календаре публикуется только информация, которая относится к курсу и/или студенту.
- Новости и важная информация. В личном кабинете есть лента новостей, где рассказывается обо всем, что происходит внутри вуза: объявления об академических и административных изменениях и о конференциях, тренингах, вебинарах, конкурсах, дополнительных курсах.
- Оценки и индикатор активности студента. Это электронная зачетка, где регистрируется успеваемость в семестрах и итоги сессий. Еще есть функция, которая показывает, сколько времени студент потратил на предмет, что читал, решал и смотрел.
- Блок с активными пользователями. Это преподаватели курса и участники курса, которые в сети. С ними можно связаться в текущий момент.
- Блок связи. Чаты, форумы и личные сообщения, с помощью которых выстраивается связь с преподавателями, однокурсниками. Преподаватели могут создавать проекты, в которые можно включать много студентов или форумы, где все причастные могут решать задачи или обсуждать темы. Иногда в форме форумов ведутся занятия.
- Блок портфолио и резюме. Эта функция позволяет регистрировать все достижения в ходе учебы. Участие в проектах, освоение дополнительных курсов или дисциплин с возможностью загружать сертификаты об окончании, прохождение практик или стажировок с возможностью преподавателей и научных руководителей оставлять рекомендации, рецензии и характеристики.
- Личные файлы. Место, где будут храниться академические задания и любые данные, которые вы считаете необходимым оставлять у себя в личном кабинете.
- Доступ к библиотеке. Это доступ к огромному массиву материалов вуза, а иногда нескольких вузов.
Как работает дистанционное обучение в семестрах
Материалы
Организация процесса дистанционного обучения позволяет использовать огромное разнообразие инструментов и технологий для подачи материала. Основные:
- Видео: видеолекции, автовебинары.
- Аудио: аудиолекции, подкасты
- Электронные книги: учебники, пособия, монографии
- Презентации
- Скринкасты
Теория
Студент из учебного курса берет все материалы: они чередуются по форматам подачи, чтобы удерживать внимание, курсы могут использовать элементы геймофикации, чтобы поддерживать интерес и мотивацию, иногда студент сам может выбирать посмотреть лекцию или почитать учебник. Дополнительные материалы, которые рекомендует преподаватель можно скачать или посмотреть в библиотеке.
Навыки
Семинарские, лабораторные и практические занятия на очном заменяют: вебинары (самая частая форма для практик) или онлайн-лекции, симуляторы и тренажеры, занятия в чате, веб-уроки, консультации.
Общение и взаимодействие
Связь с преподавателями и общение с другими студентами – один из основных вопросов абитуриентов о том, как учиться на дистанционном обучении.
- Вот главные источники взаимодействия студента и вуза:
- Вуз видит действия и активность студента. Технический секретарь, куратор, тьютор, преподаватели по предметам отслеживают успеваемость студента, время и качество учебы через специальный функционал личного кабинета.
- Студент постоянно взаимодействует с другими студентами курса. Через мессенджеры, чаты, форумы, личные сообщения. Организуются групповые проекты, на вебиранах совместно решаются задачи и обсуждаются темы.
- Студент постоянно общается с преподавателями. Если хочет. В профиле каждого преподавателя есть расписание, когда он доступен онлайн и какими способами. Сами преподаватели ценят неравнодушных студентов и всегда идут на контакт.
- Есть много помощников. Одни удаленные вузы дают куратора, другие – тьютора, третьи – и того и другого. Дополнительно всегда есть техническая поддержка для решения проблем с платформой и личным кабинетом.
- Дополнительные активности. ММА постоянно проводит тренинги, экстракурсы, конференции, доступные онлайн. Приглашаются профессионалы с именами или лекторы, их выступления тоже можно посмотреть в любое время или по онлайн-трансляциям.
Образование через интернет не изолирует студента от академического общения. Вуз погружает в среду разными способами и инструментами, активные и инициативные могут пользоваться всеми вариантами взаимодействия, добавлять это все к себе в электронное портфолио и после выпуска иметь преимущество.
Контроль
Тесты – основа контроля для интернет-обучения в вузе. Они используются для проверки всего: знаний на входе (вступительные онлайн-тесты), текущего контроля в семестрах (промежуточные тесты, как контрольные и практикумы), в качестве зачетов и экзаменов (итоговый контроль). Электронные платформы дают возможность создавать тесты огромного количества разновидностей, в том числе такие, где нужно написать эссе, установить правильно оборудование или начертить проект с использованием профессиональных инструментов.
Самостоятельное обучение и прохождение не означают, что вуз не координирует и не контролирует работу студента. В этом отношении то, как работает дистанционное обучение – более развитое поле. Функционал электронных университетов позволяет преподавателю видеть через личный кабинет, что и в каком объеме изучал студент внутри среды. Информация доступна и для администрации. Прогресс прохождения часто отображается в виде индикатора, который располагается возле дисциплины.
Практика в организации
От 80 до 95 процентов студентов проходят практику там, где работают. Но, если не работают или не работают по профилю, дистанционщики предпочитают найти место прохождения поближе к дому. У ММА огромная партнерская сеть организаций в Москве и ее окрестностях, вуз всегда готов предложить успевающему студенту хорошее место. И не только обязательной практики, но еще оплачиваемой стажировки.
Защиты
Почти каждый год каждый студент дистанционки пишет курсовую работу под наставничеством научного руководителя. Проект нужно разрабатывать самостоятельно и отправлять по почте или прикреплять в личном кабинете. Научрук проводит консультации по согласуемому расписанию. Дополнительная помощь – через любые формы связи.
С дипломами то же самое, только защита проходит онлайн. Студент в назначенное время подключается к видеоконференции и представляет работу комиссии так, как это делают очники. Защита длится 15 минут. Оценку озвучивают сразу или публикуют в личном кабинете в течение нескольких часов.
Часто задаваемые вопросы
Обучение в электронном вузе организовано через программное обеспечение, которое устанавливается в компьютере, ноутбуке, планшете, телефоне студента. В учебной платформе есть все: личная информация, расписание, электронная зачетка, онлайн-чаты с преподавателями и однокурсниками. Преподаватель видит учебную активность каждого студента. Учащиеся проходят практики, пишут научные работы под руководством педагогов, сдают экзамены в сессию, защищают диплом.
В ММА и ММК студенты-дистанционщики защищают дипломную работу по видеоконференции.
Только электронным форматом обучения. Дистанционщики, как и очники, изучают по 10-12 дисциплин в семестре, изучают лекционный материал, сдают практические работы, пишут курсовой проект, проходят производственную практику, сдают экзамены в сессию. Весь учебный процесс сопровождается поддержкой преподавателей.
Могут. Функционал учебной платформы позволяет предметным педагогам или куратору группы наблюдать за вовлеченностью в учебный процесс студента, успеваемостью по дисциплинам. Учащийся игнорирует занятия, имеет академическую задолженность и не устраняет ее - это поводы для отчисления.